Друзья! Разрешите познакомить вас с книгой Лиллиан Гласс «Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам», издательства «Альпина нон-фикшн», 2014.
Никто из нас не хочет быть обманутым. С другой стороны, интересно, какие, из множества человеческих движений могут указывать на ложь. И почему так происходит?
Скажу сразу, ответы на эти вопросы в книге есть. Но у меня, во время чтения сложилось двойственное впечатление, которое к концу книги только усилилось. Настолько двойственное, что я даже усомнилась, а делиться ли им в теме «Хорошая книжка»? Хорошая ли? В любом случае, она напомнила мне, как хрупко доверие и как важно бережно и осторожно относиться друг к другу. В книжке об этом ни слова (совсем наоборот) и, именно поэтому, я и задумалась о таких вещах.
Итак, Лиллиан Глас «написала эту книгу…чтобы помочь…в распознавании обмана». Она объясняет на что нужно смотреть (как человек держится, какое выражение лица, интонации, что именно он говорит и пишет), «чтобы распознать скрытые сигналы обмана».
Книга состоит из Благодарности, Введения, двух больших частей: «Знакомство с лжецами: кто и зачем лжёт?» и «Как распознать, когда люди лгут» и Заключения.
В Благодарностях Лиллиан, в первую очередь, упоминает маму, во вторую …свою болонку, потом уже литературного агента и издательство. Я тоже очень люблю животных, но …разрешите оставить это без комментариев.
В первой же главе я обнаружила, что у нас с Лиллиан несколько разные представления о лжи. Я придерживаюсь словаря Ожегова, который трактует ложь как «намеренное искажение истины, неправда, обман». У Лиллиан же ложь – это не только искажение, сознательное сообщение неверной информации, но и утаивание верной. Исходя из этого, и написана книга.
В первой части Лиллиан Гласс приводит многочисленные примеры лжи, разбирает «эволюцию лжи», причины, по которым лгут взрослые люди и рассказывает о «кибермошенниках», т.е. об обмане через интернет (не ждите раскрытия сложных схем такого обмана, всё суперпримитивно, но об этом позже).
С одной стороны автор хочет нас предостеречь, тем самым делая хорошее полезное дело. Но с другой, как она это делает! Примеры обмана, которые приводит Лиллиан, впечатляют. Например: трактует плач младенца, как обман! Если в физическом плане с ребёнком всё в порядке, а он плачет, то автор утверждает, что младенец лжёт. А то, что плач – начало речи и ребёнок просто зовёт взрослых так как умеет, не в состоянии пока разговаривать – это, по всей видимости, Лиллиан Гласс признавать не хочет.
Такое поведение – не ложь. Малыш хочет сказать: «Я вас зову». Плачь, когда ребёнок сообщает, что ему, например, больно и плачь, когда необходимо позвать взрослых, одинаковы, потому что дают одинаковый эффект – внимание: взрослый воспринимает оба плача, как «иди сюда».
Обвинение во лжи достаточно серьёзно и не следует награждать им кого попало, от грудных младенцев до дельфинов!
Дельфинов научили вылавливать мусор из бассейна, за это они получают рыбу. Дельфин, будучи животным умным, понимает, вот, человек, который даёт мне рыбу, как только я принесу ему мусор, т.е. когда понадобится рыба мне достаточно отдать ему мусор. Что делает умница дельфин? Правильно. Собирает на дне горку мусора, чтобы доставать оттуда по мере необходимости. Так вот, по Лиллиан дельфин – лжец! Почему он сразу не чистит весь бассейн, обманщик!))
В вопросах морали и ценности человеческой жизни я с Лиллиан тоже резко расхожусь. Неприятно покоробила фраза «…БЫВАЮТ СЛУЧАИ (выделено мной), когда на первый план выходят соображения гуманизма. Таким образом, ПРАКТИЧЕСКИ (?!!) всегда можно допустить ложь ради спасения жизней». Видели? Не всегда, а «практически всегда», т.е. Лиллиан Гласс допускает, что ради правды людей можно и не спасать. По мне, так человеческая жизнь бесценна и спасать нужно всегда и всех, а уже потом разбираться, где правда, где ложь и что делать. Потому что мы многое можем изменить пока живы и ничего, если случилось непоправимое.
Заклеймила Лиллиан и ребёнка-дошкольника, размечтавшегося вслух о Микки-Маусе подарившем ему на день рождения «Лего», советуя родителям «чётко разграничить фантазии и реальность. Тогда ребёнок поймёт, что лгать недопустимо», назидательно говорит Лиллиан Гласс. «Скорее недопустимо фантазировать при посторонних»- рассудит ребёнок, думаю я.
Бестактен, с моей точки зрения, и совет Дине Лохан – матери актрисы Линдси Лохан «разобраться в собственных не вполне нормальных отношениях с дочерью». Семейные отношения относятся к сфере личной жизни, причём жизни в основном закрытой для посторонних, даже среди публичных людей. Тем более странно слышать поучения и критику от человека, благодарящего за написание книги «драгоценную музу» собаку. Где же твои дети, Лиллиан?!
Первоначально вызвала интерес глава «Кибермошенники», ведь, как справедливо пишет Гласс «В Сети полно мошенников, которые с радостью вытянут из вас деньги или опустошат ваш банковский счёт, стоит только дать им такую возможность» и обещает рассказать, как вычислить обманщика. Но вы не увидите сложных финансовых схем, рассказывающих о том, как могут вытянуть ваши деньги. Советы вполне банальны. Разве мы сами не знаем, что нужно насторожиться, если: всё «слишком хорошо, чтобы быть правдой», «вам очень быстро признаются в любви», присутствуют «многочисленные неувязки», а также «трогательные истории и жизненные трагедии «вечных жертв»», «сарказм, грубость и разговоры о смерти», «чрезмерный интерес к финансам» и т.д.
Но и здесь Лиллиан, на мой взгляд, излишне категорична. Вспомните, пожалуйста, вы выкладываете свои фото в соцсетях? Сколько? Если больше дюжины – вы эгоцентричны! И неважно, что вы, к примеру, любите путешествовать и хотите оставить фото как память о приятных местах или моментах вашей жизни. Или ещё из каких-то соображений. Для Лиллиан «размещение…(больше дюжины)… своих фотографий» - «индикатор эгоцентризма».
Или вы, допустим, занимаетесь фитнесом и описывая себя указали «атлетичная», будучи худой, стройной и мускулистой. Знаете, как советует понимать это Лиллиан Гласс? «А если для того, чтобы описать себя, она использует термины «атлетичная»… будьте уверены: девушка страдает от лишнего веса».
Вторая часть книги обещает научить «вычленять четыре компонента фальшивого общения: мимику, язык тела, характерные черты голоса и построения фраз». Действительно, многие советы могут быть полезны. Например, Лиллиан Гласс утверждает: « нужно всегда доверять своим инстинктам», «обращайте внимание на неприятные ощущения в желудке, на внезапное чувство того, как внутри всё опускается, и на все прочие телесные сигналы, которые подсказывают вам: нет, не делай этого.», предостерегает «Если что-то звучит, как ложь, скорее всего, так оно и есть».
Хорошо и то, что автор уделяет внимание важной оговорке, призывая оценить норму, т.е. «как человек ведёт себя, когда говорит правду. Когда вы установите норму, всё, что человек говорит и делает, можно будет оценить относительно неё». Плохо, что это лишь оговорка, в дальнейшем обвинения во лжи будут сыпаться направо и налево, лишь вскользь вспоминая, что это только «возможно» ложь.
Такое впечатление, как будто читаешь светскую хронику. Лиллиаг Гласс использует ситуации и фото из жизни известных людей: Билла Клинтона, Тома Круза, Дэми Мур, Арнольда Шварцнеггера, Линдси Лохан и др. показывая нам признаки их лжи.
Меня же на протяжении всей книги не покидало ощущение странных нестыковок в этом исследовании лжи. Не ложь исследуется как феномен, а автор, как будто идёт, от обратного – есть фото «звёзд», есть скандальные истории, нам с вами всё это комментируется с позиции: поправил галстук, значит лжёт! Плюс несколько слов о работе вегетативной нервной системы, дескать, врёт, значит волнуется, следовательно не хватает воздуха, поэтому поправляет галстук. Всё! Вот так нужно писать бестселлеры – шедевр готов. Ах, да, поблагодарим собаку.)
Я не отрицаю долю истины, которая есть во многих советах. Но я категорически против того, чтобы «валить всё в одну кучу» охаивая всех подряд, «за уши притягивая» многие аргументы. Например, на фото членов жюри одного из конкурсов, женщина сидит расслабленно, ровно и спокойно, улыбается, руки сложены на коленях (не скрещены), корпус чуть повёрнут по направлению взгляда и поворота головы, при развороте одно плечо чуть приподнялось. Знаете, как трактует это Лиллиан? Она «подняла плечо в неосознанном стремлении отгородиться от Ники (другой член жюри, сидящая через одного (!) человека, который, кстати, задрал плечо действительно сильно и, хотя, это очень заметно, но нет подходящего скандала или другого повода, чтобы за этот жест уцепиться и Лиллиан его оставляет без внимания, зато достаётся нашей героине) и выстроить между ними физический барьер».
Фотографии трактуются автором по своему усмотрению, часто откровенно нелепо: есть фото, где нам предлагают убедиться, что человек … «сильно сглатывает во время интервью», а это признак лжи. «Сильно сглатывает»! По фото!!!))) Веское доказательство.))
Признаки сильного волнения или смущения часто совпадают с признаками лжи. При этом не ложь их причина. А Лиллиан Глас почти не оговаривается по этому поводу, у неё почти всё ложь.
Чтобы выглядеть правдиво в глазах автора, человеку всё нельзя! Нельзя округлять плечи (мало ли, что устали – нельзя!), нельзя наклоняться назад, вперёд наклоняться тоже нельзя, нельзя излишне двигаться, нельзя и замирать – иначе вы лжец!) То же и со взглядом: не моргать нельзя и часто моргать тоже нельзя, взгляд не отводить и прямо тоже не смотреть. Вообще, что ни делай – обвинят во лжи!)
Конечно, есть в книге и много полезного материала, помогающего «отличить друзей от врагов».
Мне же остро не хватило справедливости, точности, логики и тактичности. Доверия книжка у меня не вызвала. И я бы не хотела, чтобы у нас появились «эксперты по языку тела» и выступали «в качестве судебного консультанта, эксперта по поведенческому анализу и посредника при разрешении споров» такие «аналитики поведения» как Лиллиан Гласс.